Версия для слабовидящих

Контакты

Леухина Мария Николаевна
Директор МБУ «Библиотека»
Телефон (382-54) 5-36-91
факс (382-54) 5-36-91,
kolp-bibl@gov70.ru

Бухгалтерия
kolp-bibl-buh@gov70.ru 

Мы рады, что вы присоединились к посетителям нашего сайта.
 

Мероприятие "Вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной Войне"

Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотека»

Центральная библиотека г. Колпашево

 

 

 

 

 

 

Медиабеседа

«Вклад Русской Православной церкви в Победу в Великой Отечественной Войне»

 

 

 

 

Составитель: Н.Ю. Беляева,

Библиотекарь Центра духовно – нравственного

просвещения читального зала

 Центральной библиотеки

 

 

 

 

 

2019 год 

 

 

 


Основная цель: ознакомить участников мероприятия с жизнью Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны, её вкладом в Победу.

Задачи:

1.      Показать деятельность Русской Православной церкви, её служителей в годы Великой Отечественной войны.

2.      Ознакомить с историческим процессом отношений «церковь-государство» в годы войны.

3.      Показать значимость веры на войне

Дата  и место проведения: Читальный зал Центральной библиотеки. 

Оформление и наглядность: выставка в  читальном зале; презентация. 

Оборудование и технические средства: компьютер, проектор. 

Ход мероприятия

Слайд 1. Великая Отечественная Война явилась величайшим событием российской истории ХХ в.  Блокадный Ленинград, умиравший от голода, выжженный Сталинград, испепеленная Хатынь ... В той войне погиб каждый восьмой житель Советского Союза.

Слайд 2. Видео «Нападение на СССР»

 


Слайд 3. В этот день митрополит Сергий, предстоятель русской православной Церкви обратился с посланием. И. В. Сталин  обратился по радио к народу только на 12-й день войны.

Видео «Обращение митрополита Сергия»

Слайд 4. Этот шаг митрополита Сергия был очень мужественный, ведь в СССР гонения на Русскую Православную Церковь достигли таких масштабов, что само ее существование казалось проблематичным. Шла безбожная пятилетка. Почти все архиереи пребывали в тюрьмах, лагерях, в ссылке, либо были убиты, замучены.

Слайд 5. Видео «Церковь в первые дни войны»

Но уже первые дни и недели войны показали, что в России, несмотря на государственные запреты, живёт вера в Бога.

Слайд 6.Константин Михайлович Симонов был войну корреспондентом, и в своих статьях и стихах описывал всё, что происходило вокруг. Русские люди, которых власти приучали быть атеистами, сохранили веру в Бога.

Вспомним стихотворение Симонова, написанное в 1941 году, когда было отступление нашей армии:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

 

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

 

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

 

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

Слайд 7. Понимая значимость христианской веры в трудные для страны времена, правительство запретило антирелигиозную пропаганду. Журналы «Безбожник» и «Антирелигиозник», издававшиеся с 20 – х годов, закрыты осенью 1941 года.

Слайд 8.  Москва – сердце нашей Родины. Осенью 41-го немцы были у стен Москвы. Битва за Москву  длилась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Как гласит одна из легенд, зимой 1941 г. Сталин  призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы. 20 000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась.  

Как признавали даже противники Иосифа Сталина, одним из мотивов, вызвавшим восстановление Церкви во время ВОВ, могли быть и личные религиозные мотивы Сталина: пробуждение в нем страха Божия под влиянием катастрофических неудач, чувства собственного бессилия и непомерной ответственности. Вся Россия молилась, все ждали помощи Божьей, даже чудо. И чудо произошло… В декабре в Московской области стукнули сильные морозы, столбик термометра опускался до минус 40. При этом советские солдаты оказались привычными к суровой зиме, а вот фашисты – нет. Гитлер рассчитывал, что военные действия закончатся еще до наступления зимы, поэтому зимнего обмундирования немцам не выдали.

Слайд 9. Вот воспоминания солдата, служившего в армии итальянцев – немецких союзников: «…Как – то ночью, в час возобновления военных действий, когда машины должны были ринуться в последнюю атаку на город, немецкие части содрогнулись от ужаса. Внезапный скачок температуры превратил трассы в ледяное бездорожье, пригвоздив к мерзлой почве и людей, и танки. Осознав это, немцы испытали замешательство, граничащее с ужасом. Предпринимались отчаянные, нечеловеческие усилия, чтобы начать движение. Все тщетно. Приказ наступать любой ценой подгонял людей, в нем сосредоточилась мучительная неудержимая воля… Все тщетно – колеса не вертятся…. Разве не рука Божия в том, как внезапно и бесповоротно отказали машины перед лицом тайных сил природы?...»

Слайд 10. У 40% фашистских солдат, воевавших на передовой, были обморожены ноги, а всего из-за обморожений выбыли из строя около 133 тысяч человек.

Слайд 11. Москву отстояли, и в 42-м году в Москве разрешили крестный ход с зажженными свечами, несмотря на то, что должна была соблюдаться маскировка.

Слайд 12.  Блокада Ленинграда(8 сентября 1941 года -27 января 1944 года). К началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь, больше чем в любой другой епархии Советского Союза (в границах 1939 г.), кроме Московской.

На протяжении всей блокады богослужения проходили в переполненных храмах. Ленинград сражался не только силой оружия, но и силой молитвы.

Слайд 13. Видео «Служение священников Ленинграда»

Слайд 14.  Все больше людей умирало от голода. По воспоминаниям одного из священников: «7 февраля, в день Родительской субботы, перед началом Великого поста, я впервые после болезни пришёл в храм, и открывшаяся моим глазам картина ошеломила меня – храм был окружён грудами тел, частично даже заслонившими вход в храм. Эти груды достигали от 30 до 100 человек. Они были не только у входа в храм, но и вокруг храма. Я был свидетелем, как люди, обессиленные голодом, желая доставить умерших к кладбищу для погребения, не могли этого сделать и сами обессиленные падали у праха почивших и тут же умирали. Эти картины приходилось наблюдать очень часто»

Слайд 15.  4 апреля 1942 года прошло первое Пасхальное служение во время войны.

Именно к Пасхе гитлеровцы приурочили особенно яростный налет на Ленинград. Богослужение было перенесено на 6 часов утра, что позволило избежать больших жертв. Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба.

Священники и их паства в блокадном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов существовали объединения людей, которые помогали друг другу выжить, выстоять.

В подвале Спасо-Преображенского собора было оборудовано бомбоубежище на 500 человек для прихожан и жителей окрестных домов. Имелся кипяток, запас медикаментов, в случае необходимости в подвале можно было переночевать.

Слайд 16. В середине 1943 г.  отношения между Православной Церковью и сталинским окружением окончательно нормализовались. И отнюдь не отчаяние руководило Сталиным, а необходимость взять под контроль церковную жизнь на освобождаемых территориях Советского Союза: в оккупированных немцами областях люди сами открывали храмы. Немцы хотели показать себя освободителями от большевистского режима, поэтому использовали в своих целях Церковь.

Слайд 17. В 2008 году Александр Сегень написал сценарий к кинофильму по одноимённому роману «Поп». В фильме мы видим священника Псковской православной миссии, созданной на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны. Прототипом главного героя в этом фильме был священник, служивший в 1955-56 годах в Тогурской церкви Колпашевского храма. Имя его Константин Яковлевич Шаховской.

В 1943 году он оказался на оккупированной немецкими фашистами территории.

 Слайд 18. Видео «Сотрудники православной миссии».

Это был тяжёлый выбор и для миссии в целом, и для каждого её сотрудника. Священник на оккупированной территории мог выглядеть неоднозначно: с одной стороны - сотрудничество с оккупантами,  так как работаешь с их разрешения,  с другой – духовная поддержка народа, который оказался оставленным в результате отступления советских войск.

Слайд 19. Видео «Пасхальный ход»

Многих сотрудников миссии после освобождения ждали аресты, ссылки.

Слайд 20. Сталину нужно было взять под свой контроль возродившуюся религиозную жизнь в районах оккупации. А для этого необходима была структура, проверенная и находящаяся в Москве. В сентябре 1943 года был создан специальный орган – Совет по делам Русской Православной Церкви при правительстве СССР. 


Слайд 21. Видео «Создание Совета РПЦ»

 


Слайд 22. 11 октября 1943 впервые за все годы советской власти 12 ленинградским священнослужителям была вручена правительственная награда – медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд 23. Видео «Возрождение церковной жизни».


Слайд 24. Архиепископ Лука  (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий) -  российский и советский хирург, учёный, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, доктор медицинских наук, профессор. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Неоднократно был в ссылке.

С марта 1940 года работал хирургом в ссылке в районной больнице в 120 километрах к северу от Красноярска. Осенью 1940 года ему разрешили выехать в Томск, в городской библиотеке он изучал новейшую литературу по гнойной хирургии, в том числе на немецком, французском и английском языках. На основании этого было закончено второе издание «Очерков гнойной хирургии».

В начале Великой Отечественной войны отправил телеграмму председателю Президиума Верховного совета СССР Михаилу Калинину:

«Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

30 сентября 1941 года профессор Войно-Ясенецкий стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя 1515. Он работал по 8—9 часов, делая 3—4 операции в день, что в его возрасте приводило к неврастении. Тем не менее, каждое утро он молился в пригородном лесу (в Красноярске в это время не осталось ни одной церкви).

Слайд 25. Видео «Архиепископ Лука»


Слайд 26. В годы войны число молитв, возносимых и на фронте и в тылу, всегда резко возрастает.  

В простреленной шинели русского солдата Александра Зацепы, погибшего в 1944 г., было найдено прощальное письмо. Не к родным и близким обращено оно, а к Богу, в Которого уверовал воин в свой предсмертный час.

Послушай, Бог...

Послушай, Бог... Ещё ни разу в жизни

С Тобой не говорил я, но сегодня

Мне хочется приветствовать Тебя.

 

Ты знаешь, с детских лет мне говорили,

Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.

Твоих я никогда не созерцал творений.

И вот сегодня ночью я смотрел

Из кратера, что выбила граната,

На небо звёздное, что было надо мной.

 

Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,

Каким жестоким может быть обман.

Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку,

Но я Тебе скажу, и Ты меня поймёшь:

Не странно ль, что средь ужасающего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать,

Вот только, что я рад, что я Тебя узнал.

На полночь мы назначены в атаку,

Но мне не страшно: Ты на нас глядишь...

 

Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.

Мне было хорошо с Тобой. Ещё хочу сказать,

Что, как Ты знаешь, битва будет злая,

И, может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор Тебе я не был другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?

Но, кажется, я плачу. Боже мой, Ты видишь,

Со мной случилось то, что нынче я прозрел.

Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.

Как странно, но теперь я смерти не боюсь.

 

Слайд 27. Да, русская пословица гласит: "Кто на войне не бывал, тот Богу не маливался". Есть многие свидетельства, когда на войне многих солдат спасало чудо, а возможно, и молитвы их матерей. Видео «Вера на войне».


Слайд 28. Видео «Вера на войне 1 ».


Слайд 29-32. Среди священнослужителей было немало ветеранов Великой Отечественной войны.

Слайд 33. Самое главное чудо сороковых годов очевидно и неоспоримо: наша Родина выстояла и победила. Как сказал маршал Язов, – «войну выиграли безбожники, но с помощью Божьей».

Видео «Победа».


Слайд 34. Слово предоставляется отцу Максиму.

Слайд 35.  Видеоклип «Молитва солдата».


Использованные источники

  1. Баглай Кирилл «Церковь в годы Великой Отечественной войны». – Православный журнал «Фома» [электронная версия]. https://foma.ru/tserkov-v-godyi-velikoy-otechestvennoy-voynyi.html
  2. Варшавчик Сергей «Нацисты за “церковь” без РПЦ»: как выживала церковь на оккупированных территориях.  – Православный журнал «Фома» [электронная версия]. https://foma.ru/natsistyi-za-tserkov-bez-rpts.html
  3. Варшавчик Сергей «Словом и мечом: подвиг Церкви в годы войны». Православный журнал «Фома» [электронная версия]. https://foma.ru/slovom-i-mechom-podvig-tserkvi-v-godyi-voynyi.html
  4. «Война Священная». Документальный фильм (2015). https://www.youtube.com/watch?v=6xxHASaBPyE&feature=emb_logo
  5. Володихин Дмитрий «Три главных мифа о Церкви в годы войны». Православный журнал «Фома» [электронная версия]. https://foma.ru/3-glavnyih-mifa-o-tserkvi-v-godyi-voynyi.html
  6. За други Своя. Документальный фильм. https://www.youtube.com/watch?v=l-otn-d_Sqg&feature=emb_logo
  7. Молитва солдата. Видеоклип. https://www.youtube.com/watch?v=sEKwfYtgshM
  8. «Поп». Художественный фильм (Россия, 2008), режиссёр В. Хотиненко. https://www.youtube.com/watch?time_continue=15&v=fguBXJoVAQs&feature=emb_logo
  9. Святитель Лука ( Войно-Ясенецкий ). Документальный фильм, 2015 год. https://www.youtube.com/results?search_query=фильм+Святыео+луке
  10. 10.           Церковь и Великая Отечественная война. Документальный фильм. https://www.youtube.com/watch?v=uIXvGuA8uFU 

 

Фото:



 

Мы используем cookie. Во время посещения сайта МБУ «Библиотека» Колпашево, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее ЗАКРЫТЬ