Версия для слабовидящих

Контакты

Леухина Мария Николаевна
Директор МБУ «Библиотека»
Телефон (382-54) 5-36-91
факс (382-54) 5-36-91,
kolp-bibl@gov70.ru

Бухгалтерия
kolp-bibl-buh@gov70.ru 

Мы рады, что вы присоединились к посетителям нашего сайта.
 

Социально-профилактическая программа «БиблиоОстров: путешествие по жизни»

Во время летних каникул сотрудниками Центра духовно-нравственного просвещения  проводились занятия по социально-профилактической программе «БиблиоОстров: путешествие по жизни», совместно с Детско-юношеским Центром г. Колпашево .

Для подростков, посещавших летнюю площадку, проводились медиабеседы, игровые программы на актуальные для школьников темы.

Подростки путешествовали на машине времени, размышляя, где находится  «мир без книг»: в прошлом, настоящем или будущем? Фрагменты фильма по книге Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» позволили заглянуть в «неведомое завтра».

Многие люди в настоящее время предпочитают из реальности уноситься в мир виртуальный … К чему может привести такое «погружение»?  Рассказ Рея Бредбери «Вельд»  заставил школьников об этом задуматься  серьёзно …

На следующих занятиях участники мероприятий побывали на острове Робинзона Крузо, а также рассуждали о дружбе и ценности человеческого общения, отношениях с родителями и другими людьми.

Многие подростки, присутствующие на занятиях, открывали для себя мир книг, впервые знакомились с произведениями, которые являются любимыми для многих поколений.

 

 

Центральная библиотека

Муниципального бюджетного учреждения «Библиотека»

(МО «Колпашевский район» Томской области)

 

 

 

Социально-профилактическая программа

«БиблиоОстров: путешествие по жизни»

 

 

                                                                                                 Автор: Беляева Наталия Юрьевна,

библиотекарь читального зала

Центральной библиотеки

МБУ «Библиотека»

 

 

 г. Колпашево, 2019

 

Пояснительная записка

 

Перед угрозой бездуховности, роста таких социальных явлений как наркомания, суицид, насилие, асоциальное поведение подростков, поддержка интереса детей к чтению стала в ряд задач государственной важности.

Выдающиеся педагоги прошлого считали литературу великим учебником жизни, учебником более мощным по сравнению с любыми другими рациональными и дидактическими методами. Особенно большое влияние на человека чтение книг оказывает в детстве и юности. Пережитое и усвоенное в эту пору отличается большой психологической устойчивостью. В правде жизни, в «сгущенной истине» (слова А. Солженицына) видели миссию литературы великие писатели, художники, мыслители. На ее материале, с учетом природы этого вида искусства, они вырабатывали в детях стремление к правде, добру, веру в прогресс, в нравственное совершенствование, желание служить высшим целям. Они развивали у читателей способность соизмерять свой внутренний мир духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем.

Эта задача в наши дни чрезвычайно осложнилась в связи с засильем массовой литературы, навязывающей подрастающему поколению ложные ценности, уводящие от реальности и социальных задач в мир монстров и мутантов, размывающей понятия добра и зла. Все это усугубляется ломкой нравственных и социальных ориентиров, происходящих в стране. Социологи установили, что нынешнее поколение юных читателей игнорирует традиционный взгляд на литературу как на учебник жизни. Литературу, изучаемую в школе, они рассматривают преимущественно как материал для выполнения заданий учителя, а читаемые по собственному выбору книги считают средством развлечения — не более.

Современный подросток, как и всякий растущий человек, ищет ответа на вековечные вопросы: как быть счастливым, как найти свое место в мире, как отличить правду от лжи, добро от зла, в чем смысл человеческой жизни. Не находя ответа подростки часто оказываются в состоянии опустошения, обособленности, душевного хаоса. Не случайно современная Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству правонарушений и самоубийств среди несовершеннолетних.

Прослеживая вместе с читателями судьбы героев, подросток может увидеть, что жизнь человека, даже самого благополучного, никогда не бывает беспроблемной. Каждому на своем пути приходится переживать и горе, и одиночество, и обиды, и потери.

Библиотеки, как общественные институты, являются центрами неформального общения, и библиотечное общение — это не просто обмен информацией, а процесс передачи ценностей — интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Цели программы:

  1. Способствовать социализации и профилактике девиантного поведения подростков через вовлечение их в целенаправленную читательскую деятельность и освоение подрастающим поколением социально-нравственных норм и ценностей.
  2. Создать условия для формирования самосознания и саморазвития подростков на базе Центральной библиотеки МБУ «Библиотека» г. Колпашево.

Задачи:

  1. Показать юным читателям нравственное содержание произведений классической литературы.
  2. Привлечь подростков к активной читательской деятельности через совместное влияние психологии и литературы.
  3. Развивать познавательные способности, эмоциональную сферу, творческое мышление подростков.
  4. Создать культурно-образовательную среду, благоприятную для интеллектуального и духовного развития подростков.

Возраст участников программы:12-15 лет. 

Формы работы: тренинги, медиабеседы, просмотры и обсуждение видеофрагментов, ориентированных на актуальные для школьников моральные проблемы.

Методы работы: игры, упражнения, выполнение творческих работ.

В данной программе рассматриваются вопросы:

-значение книги в жизни человека; приоритеты и ценности реального мира;

-самосознание подростка,

-отношения с другими людьми;

-умение противостоять среде и оставаться собой в этом мире;

-умение общаться без конфликтов;

-взаимоотношение отцов и детей;

-понятия «дружба» и «любовь»;

-жизнестойкость, отношение к жизни как ценности.

Ожидаемые результаты программы:

1.Совершенствование работы библиотеки по нравственному воспитанию подростков.

2.Создание условий для неформального общения подростков в рамках клуба «БиблиоОстров».

3.Увеличение числа читателей подросткового и юношеского возраста.

 

 Содержание

Занятие 1. «Мир без книг…» Рей Бредбери «451 градус по Фаренгейту».

Цели: вызвать интерес к изучению данного курса; определить значение книги в жизни человека; выявить личное отношение к процессу чтения.

Ознакомление с целями и задачами курса. Упражнение «Круг знакомств». Создание игровой ситуации:  путешествие в Прошлое (дописьменная эпоха, история создания книг), Настоящее (книга и современные подростки) и Будущее (обзор романа Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту»). Книги,  объединившие поколения (обзор).

Литература:

1.Бредбери Р. 451 градус по Фаренгейту - М: Эксмо, 2017 – 320 стр.

 

Занятие 2. «Мир виртуальный и реальный». Р. Бредбери «Вельд»

Цели: осознать приоритеты и  ценности реального мира; определить опасности виртуального мира; формирование самосознания, творческого мышления; отражение своей жизненной философии, Я-концепции.

Мир виртуальный и реальный. Мир книги и компьютерный мир. Опасности виртуального мира. Р. Бредбери «Вельд» (просмотр фрагментов фильма с обсуждением).

Визуализация: создание коллажа «Мой мир» (вариант упражнение  «Пластилиновый мир»), личного герба и девиза.

Литература:

1 Бредбери Р. Избранное .- М: Эксмо, 2015 –260 стр.

 

Занятие 3. «Я» и другие «Я». Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».

Цели: развить навыки эффективного общения и умения действовать сообща; оказать помощь в развитии эмпатии, самосознания.

Д. Дефо «Робинзон Крузо» (краткое содержание романа)

.

Коммуникативная игра «Необитаемый остров» с просмотром видеофрагментов; чтение отрывков из романа.

Литература:

1. Дефо Д. Робинзон Крузо. – М.: Эксмо, 2008. – 672 стр.

2.Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ Истратова  О.Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 349 стр.

 

Занятие 4. «Оставаться собой в этом мире». Сказочная «несказочная история» Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утёнок».

Цели: показать проблему непринятия человека обществом; оказать помощь в формировании своей идентичности, поиске себя.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»: просмотр мультфильма, чтение фрагментов сказки. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажей. Проигрывание эпизодов сказки. Упражнение «Ослиная шкура». Проведение упражнения  «Сказка моей души».  

Литература:

1. Андерсен Г.Х.   «Гадкий утёнок». – Изд-во: Качели, 2018. – 40 стр.

2.Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006 — 144 стр.

 

Занятие 5. «Ищу друга». А. Сент-Экзюпери «Мысли о друге», «Маленький принц».

Цели: определить важные личностные качества для дружбы; развивать коммуникативные умения и навыки; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.

Мультфильмы и фильмы о дружбе (обзор). Упражнение «Ищу друга». Составление рецепта дружбы. А. Сент-Экзюпери «Мысли о друге», «Маленький принц». Творческое задание «Портреты друзей». Пожелания «Мешочек хорошего настроения»

Литература:

1.Лопатина А., Скребцова М. Вершины мудрости. – М.: Философская книга, 2014. – 368 стр.

2.Психология тренинговой работы /И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 416 стр.

 

Занятие 6. Элинор Портер «Поллианна».  «Общаемся без конфликтов».

Цели: формировать навыки самосознания; развивать эмпатические умения; тренировать умение воспринимать мир глубоко и нестандартно; развивать умение общаться без конфликтов.

Погружение в игровое пространство: проведение тренинга «говорящие вещи».

Упражнение «Моё поведение в конфликте».

Элинор Портер «Поллианна» (краткое содержание повести; просмотр видеофрагментов; чтение отрывков из повести; обсуждение).

Игра «Групповой рисунок на тему».

Литература:

1.Портер Э. «Поллианна». – М.:ЭНАС-КНИГА, 2016. – 214 с.

2.Психология тренинговой работы /И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 416 стр. 

3.Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006 — 144 стр.

4.Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия,2015. – 160 стр.

 

Занятие 7. Внутренняя и внешняя красота человека. О. Уайльд «Мальчик-звезда»».

Цели: создать условия для понимания того, что такое истинная красота человека; создать условия для осознания того, что истинная красота невозможна без доброты, глубины внутреннего мира человека, без чувства ответственности за свои поступки.

О. Уайльд «Мальчик-звезда»» (краткое содержание; обсуждение). Просмотр фрагмента фильма-сказки «Звёздный мальчик»

Упражнение - метафора «Отдать кому-то свое сердце».

Литература:

1.Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006 — 144 стр.

 

Занятие 8. Отношения «отцов и детей». Джеймс Олдридж «Последний дюйм».

Цели: подвести учащихся к осмыслению и пониманию наиболее актуальных проблем повести: взаимоотношению отцов и детей, ответственности за судьбу близкого человека, любовь к жизни, способность человека выстоять в трудной ситуации.

Дж. Олдридж «Последний дюйм»: просмотр фильма с обсуждением проблемных вопросов. Чтение фрагментов из художественного произведения.

Литература:

1.Олдридж Дж.  «Последний дюйм».  – М.: АСТ, 2011. – 320 с.

2.Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2015. – 160 стр.

 

Занятие  9. О настоящих героях… Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». С. Смирнов "Сан Саныч".

Цели: формировать такие личностные качества, как любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Опрос « Что значит настоящий человек?» Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»: просмотр фильма с обсуждением проблемных вопросов. Чтение фрагментов из художественного произведения. С. Смирнов "Сан Саныч" (Краткое содержание). Просмотр фрагментов фильма «Это было в разведке».

Литература:

1.Большая книга подросткового психолога / Истратова  О.Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 стр.

2.Психология тренинговой работы /И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 416 стр.

 

Занятие 10. «Жизненные ценности».   А. Чехов «Пари»

Цели: способствовать развитию представлений о собственных интересах, ценностях; развивать творческое мышление; формировать  позитивное отношение к жизни.

Беседа «Жизненные ценности». Упражнение "Иерархия жизненных ценностей". А. Чехов «Пари»: чтение рассказа, обсуждение, творческая работа.

Упражнение «Дерево жизни». Упражнение «Дорожный чемоданчик». Обзор литературы, участие в проведении настольных развивающих игр.

Литература:

1.Большая книга подросткового психолога / Истратова  О.Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 стр.

2.Психология тренинговой работы /И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 416 стр.

3.Чехов А. Рассказы. – М.: Нигма, 2015. – 152 стр.

 

  

Тематическое планирование

Темы

Форма проведения

Количество часов

1.

«Мир без книг»… Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту».

медиабеседа

1

2.

«Мир виртуальный и реальный».

Р. Бредбери «Вельд»

беседа с элементами тренинга

1

3.

«Я» и другие «Я». Д. Дефо «Робинзон Крузо».

тренинг с элементами беседы

1

4.

«Оставаться собой в этом мире». Сказочная «несказочная история» Г. Х. Андерсена  «Гадкий утёнок».

медиабеседа

1

5.

«Ищу друга». А. Сент-Экзюпери «Мысли о друге», «Маленький принц».

медиабеседа

1

6.

Э.Портер «Поллианна».  «Общаемся без конфликтов».

тренинг с элементами беседы

1

7.

Внутренняя и внешняя красота человека. О. Уайльд «Мальчик-звезда»».

медиабеседа

1

8.

Отношения «отцов и детей».

Дж. Олдридж «Последний дюйм».

медиабеседа

1

9.

О настоящих героях… Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». С. Смирнов "Сан Саныч".

медиабеседа

1

10.

«Жизненные ценности». А. Чехов «Пари»

медиабеседа

1

Итого

10

 

 

Список литературы

  1. Андерсен  Г.Х. «Гадкий утёнок». – Изд-во: Качели, 2018. – 40 стр.
  2. Большая книга подросткового психолога / Истратова  О.Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636 стр.
  3. Бредбери Р. 451 градус по Фаренгейту - М: Эксмо, 2017 – 320 стр.
  4. Вуйчич Н. «Жизнь без границ». - Эксмо: 2016. – 368 стр.
  5. Дефо Д. Робинзон Крузо. – М.: Эксмо, 2008. – 672 стр.
  6. Лопатина  А., Скребцова М., Вершины мудрости. – М.: Философская книга, 2014. – 368 стр.
  7. Олдридж Дж. «Последний дюйм». – М.: АСТ, 2011. – 320 с.
  8. Портер Э. «Поллианна». – М.:ЭНАС-КНИГА, 2016. – 214 с.
  9. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ Истратова  О.Н. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 349 стр.
  10. Психология тренинговой работы /И.В. Вачков. – М.: Эксмо, 2008. – 416 стр.
  11. Стишенок И. В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. — СПб.: Речь, 2006 — 144 стр.
  12. Тренинг для подростков по формированию жизнестойкости: Методическое пособие/ Составитель: А.Ю. Баранова. – Иркутск: Издательство ГАУ ЦППМиСП, 2017. – 21стр.
  13. Хухлаева О.В. Психология подростка: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия,205. – 160 стр.
  14.  Чехов А. Рассказы. – М.: Нигма, 2015. – 152 стр.

 

Список интернет-источников:

  1. «Вам и не снилось» (1980). Художественный фильм (СССР). https://www.youtube.com/watch?v=wNkz8sol_8s
  2. «В моей смерти прошу винить Клаву. К.» (1979). Художественный фильм (СССР). https://www.youtube.com/watch?v=8h7nocxldA4
  3. «Гадкий утёнок» (1956). Мультфильм по сказке Г.Х. Андерсена (СССР) https://www.youtube.com/watch?v=s6cPPcQ0zQM
  4. «Жизнь без границ». Видеоролик  https://www.youtube.com/watch?v=2ohTewr0Za8
  5. Жизнь за 2 минуты. Видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=yK6TYw8LXCU
  6. «Последний дюйм»(1958). Художественный фильм (СССР). https://www.ivi.ru/watch/31962
  7. «Полианна» (2003). Художественный фильм (Великобритания). https://www.youtube.com/watch?v=PkdRIjOR2c0
  8. «Робинзон Крузо» (2008).  Художественный фильм (США).   https://www.ivi.ru/watch/kruzo/56558
  1. «451 градус по Фаренгейту» (2018). Художественный фильм (США) http://kinodex.org/load/filmy/dramy/451_gradus_po_farengejtu/14-1-0-749

 

 


 

Мы используем cookie. Во время посещения сайта МБУ «Библиотека» Колпашево, вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее ЗАКРЫТЬ